вторник, 12 июля 2011 г.

ДОВОЕННЫЙ ПЕРИОД

Картинка 24 из 100
Пока различные трудности преследовали танкостроение в экономически развитых странах, в России, ставшей в 1917 г. страной, решившей строить социализм, на повестке дня стояли совершенно другие задачи. Еще осенью 1919 г. Совет военной промышленности РСФСР принял решение начать выпуск собственных танков по типу французского "Рено" FТ-17. За образец взяли трофейный танк, который на сормовском заводе в Нижнем Новгороде разобрали на части и тщательно измерили каждую деталь. В создании первого отечественного танка участвовал также Ижорский завод и московский АМО (ныне ЗИЛ), поставлявшие броню и двигатели, тогда как в Сормове делали шасси и проводили окончательный монтаж.
Головную машину, получившую соответствовавшее духу времени название "Борец за свободу тов. Ленин", сдали армии 15 декабря 1921 г., после чего последовали еще 14, все также с именами собственными. "Русский Рено", или, как их еще называли, танк "М" (малый) или "КС" - "Красное Сормово", отличался от французского наличием собственного двигателя и клепаной башни. Максимальная скорость у него составляла 8,5 км/ч, запас хода - 60 км, толщина брони - 8-6-мм, экипаж 2 человека.
 

Танки Т-28 и ТГ

Картинка 4 из 1803

Примеры международного сотрудничества в военной области порой нам кажутся совершенно необъяснимыми. На словах очень часто бывает одно, тогда как на деле происходит нечто совсем противоположное. Вот и у нас в стране в конце 20-х-начале 30-х гг. наблюдалось то же самое. С одной стороны, в газетах писали об опасности возрождения германского милитаризма, а с другой - в танковой школе под Казанью шла подготовка танкистов для германского рейсвера, в то время как советские офицеры, одевшись в гражданское, ездили в германский Генштаб получать образование. Была создана специальная закупочная комиссия во главе с начальником Управления механизации и моторизации РККА И. Халепским, которая должна была закупить лучшие образцы танков для серийного производства за рубежом. Все делалось очень быстро, так как для того, чтобы спешить, у руководства СССР были все основания.
 

Танкостроение в СССР

Картинка 12 из 39

Получив в руки готовые образцы зарубежной бронетехники и освоив их в производстве, советские специалисты сразу оказались в русле мирового танкостроения, но вынуждены были какое-то время придерживаться двух его направлений: британской школы танкового дизайна и конструкторской школы У. Кристи. Эти два направления на все предвоенное десятилетие определили характер советских разработок в этой области, и в тоже время именно к его концу наши инженеры научились работать самостоятельно.
Впрочем, в самом начале этого пути - кстати, так уже было с тем, что заимствовалось с Запада в годы Петровских реформ - русские весьма робко подходили к тому, чтобы как-то улучшить доставшиеся им машины. Так, на опытный образец танка "Виккерс 6-тонный", известный под ТММ-1, с самого начала решили поставить три пулемета, а не два, как на английском танке, и на одного человека увеличить экипаж. Но даже улучшенный вариант ТММ-2 не удовлетворил военных, и в серию пошел именно "Виккерс" с самыми минимальными переделками.
 

Судьба "русских Кристи"

Не будет преувеличением утверждать, что советские танкисты полюбили танки БТ прежде всего за скорость. "Какой же русский не любит быстрой езды? Однако для военных специалистов важным было и другой их качество: потеряв гусеницу, они продолжали движение на колесах, что гусеничным машинам было не по силам. Однако для этого требовалось снять и неповрежденную гусеницу, так как приводы колесного и гусеничного хода у танков БТ не были синхронизированы. К тому же на колесном ходу у БТ ведущей была всего лишь одна пара колес, поэтому проходимость его на колесах была крайне невелика, особенно вне дорог, которых в России всегда не хватало.
Все это знали, по-видимому, хорошо понимал молодой танкист 4-го танкового полка Украинского военного округа Н. Цыганов. Специального технического образования он не имел, а был изобретателем-самоучкой, что, однако, не помешало ему разработать в 1934 г. автоматическую сцепку для танков Т-26, Т-27 и БТ, за что нарком обороны К. Ворошилов наградил его золотыми часами и произвел из младшего командира в командиры взвода. Выступая с речью перед 4-м танковым полком, Ворошилов отдал приказ - создать новый "колесно-гусеничный движитель для танка БТ, с которым он может быть превращен в еще более грозную боевую машину". Присутствовавший при этом командующий войсками УВО И. Якир поручил выполнение задания наркома группе инженеров под руководством Н. Цыганова.
 

"Сталинские оркестры"

События в Испании заставили и руководство страны, и конструкторов уже в который раз задуматься об усилении бронирования и вооружения советских танков в преддверии совершенно явно назревавшей войны. Впрочем, подобная работа никогда и не прерывалась. Так, одновременно с передачей танка Т-35 в серийное производство был решен и вопрос о его замене еще более мощным и совершенным танком, работы над проектом которого начались в мае-июне 1933 г. Параллельно с разработками отечественных конструкторов рассматривался проект 100-тонного танка ТГ-6 (конструкция Гроте) и 70-тонного танка итальянской фирмы "Ансальдо".
Танк Гроте 
Картинка 4 из 926

Представлял собой настоящий "крейсер", также имевший 5 башен, из которых главная вооружалась 107-мм орудием, а другие должны были иметь 37/45-мм орудия и пулеметы. Наши отечественные проекты, разработанные Н. Барыковым и С. Гинзбургом, представляли собой 90-тонные машины, имевшие 50-75-мм броневую защиту. Первый танк по проекту вооружался двумя 107-мм, двумя 45-мм орудиями и 5 пулеметами. Второй отличался только вооружением - одно 152-мм, три 45-мм орудия и 4 пулемета, и один огнемет в задней башне. Варианты признали удачными и построили в виде макетов в 1/10 натуральной величины. Тут же выяснилось, что производство одного опытного варианта танка, который получил обозначение Т-39, потребует около 3 млн рублей и срок около одного года, вследствие чего его главным образом и отклонили.

Комментариев нет:

Отправить комментарий